Издревле было известно, что рацион, содержащий оливковое масло, состоящее из глицеридов жирных кислот и имеющее в составе до 80% олеиновой кислоты, понижает кровяное давление. Ранее учёные полагали, что гипотензивный эффект осуществляется только благодаря содержащимся в масле в небольших количествах ?-токоферолу и полифенолам. Но последние исследования показали, что снижение давления происходит благодаря самой олеиновой кислоте.
Джон И. Халвер, биохимик и заслуженный профессор в области питания из университета Вашингтона, Сиэтла, и его коллеги обнаружили, что крысы, потребляющие в больших количествах масла, содержащие олеиновую кислоту, имеют пониженное кровяное давление (Proc. Natl. Acad. Sci. USA 2008, 105, 13811).
Исследователи предполагают следующий механизм действия снижения давления: олеиновая кислота, вероятно, встраивается в мембрану клетки кровяного сосуда, что делает клетку более восприимчивой к сигналу, приводящему к снижению давления. Халвер полагает, что встраивание молекулы олеиновой кислоты происходит благодаря её цис-конфигурации, которая позволяет ей плотно упаковываться внутри мембраны.
Известный изомер цис-олеиновой кислоты – транс-олеиновая кислота или как её ещё называют элаидиновая кислота содержится в сое и не обладает подобным эффектом снижения кровяного давления у исследованных крыс, сообщили американские исследователи.
Похоже снижение давления происходит только благодаря геометрии самой молекулы олеиновой кислоты, а не сложному биохимическому процессу образования её метаболитов, подытожил исследователь Уоллес Эйч. Йокояма, Албани, Калифорния.
Источник: Rachel Petkewich, Chemical & Engineering News; September 15, 2008 Volume 86, Number 37 p. 9